Резолюция форума «РУССКИЙ ЯЗЫК В МИРЕ»

5 ноября 2022 года в Стамбуле (Турция) состоялся международный форум «Русский язык в мире», организованный Обрсоюзом (Союз участников отношений в сфере образования) (далее – форум). В мероприятиях форума приняли участие 1 769 участников из 74 стран мира, в том числе: 894 иностранных, 801 - из России (при этом 74 участника очного формата) из числа ученых-филологов из России, педагогов-практиков, преподающих русский язык за рубежом, а также экспертов в области лингводидактики. Интерес, вызванный к форуму у представителей профессионального сообщества, является признанием важности решения вопросов преподавания и продвижения русского языка за рубежом как одной из приоритетных целей в реализации образовательной, культурной и международной политики.

Профессиональное сообщество педагогов, преподающих русский язык за рубежом, отметили высокий содержательный и организационный уровень международного форума «Русский язык в мире».

В докладах на открытии форума, а также в выступлениях специалистов, обсуждениях во время работы дискуссионных площадок, на мастер-классах и воркшопах участники форума при исследовании вопросов преподавания и продвижения русского языка за рубежом сформулировали принципиальные выводы:

- русский язык в мире является востребованным как язык международного общения, изучения и приобщения к ценностям и достижениям русской науки и культуры;

- теория и практика преподавания РКИ нуждается в усовершенствовании за счёт изменения содержания учебного материала, придания ему коммуникативного характера и ориентации на речевую практику, а также поиска новых, более эффективных принципов подачи учебного материала, методов и форм обучения;

- наиболее эффективные пути развития профессиональной компетенции преподавателей РКИ заключаются в организации масштабных мероприятий, подобных форуму «Русский язык за рубежом», для обсуждения актуальных вопросов продвижения и преподавания РКИ, а также обмена инновационными практиками;

- формирование профессионального объединения педагогов-практиков и экспертов области лингводидактики является необходимым условием развития существующих методики, технологий и моделей обучения РКИ.

Участники форума обсудили широкий круг теоретико-методологических, практических вопросов, связанных с приоритетами исследовательской работы в области лингводидактики, литературоведения, новых технологий обучения; функционированием русского языка за рубежом; развитием содержательного компонента преподавания РКИ; совершенствованием педагогических техник мотивации к изучению русского языка и проч.

Решения форума «Русский язык в мире»

Участники мероприятия, обсудив актуальные вопросы продвижения и преподавания русского языка за рубежом, внесли следующие предложения в резолюцию форума:

1. С целью содействия профессиональному развитию и самосовершенствованию педагогов, обмену инновационным опытом преподавания РКИ рекомендовать организацию и проведение ежегодного международного форума «Русский язык в мире», направленного на развитие и совершенствование кадрового потенциала, учебно-методической базы и технологической инфраструктуры центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку.

Ежегодное проведение международного форума позволит встретиться с коллегами-практиками, которые уже занимаются вопросами обучения и продвижения русского языка и русской культуры за рубежом, обменяться мнениями, представить инновационные методики преподавания и лучшие практики. Кроме этого, в программу форума входят доклады ведущих специалистов-филологов, занимающихся изучением вопросов функционирования русского языка за рубежом, разработки учебно-методических пособий для преподавателей РКИ, а также методов погружения в лингвокультурный контекст посредством знакомства с русской литературой – классической и современной. Всё это – актуальные аспекты преподавания русского языка преподавания русского языка, поэтому результаты работы форума имеют теоретическую и практическую значимость для лингводидактики.

Мероприятия, подобные форуму «Русский язык в мире», также выступают эффективным инструментом укрепления профессионального международного сотрудничества в сфере обучения РКИ. Связи, которые будут наработаны в процессе проведения мероприятий международного форума, в дальнейшем позволят продолжить сотрудничество между педагогами, образовательными организациями. Именно такие формы мероприятий являются точкой отсчета в выстраивании партнерских отношений, позволяют создать устойчивые возможности для повышения квалификации педагогов, для совместных дискуссий и мероприятий, так как сегодня, как никогда, очень важна политика продвижения, сохранения и развития русского языка и культуры в зарубежных странах.

2. С целью информационной поддержки всех русскоязычных образовательных центров, вне зависимости от численности их членов или их принадлежности к территориально-государственным и международным структурам, рекомендовать использовать итоги работы форума в их научно-методической, просветительской, культурной, коммуникативной деятельности.

3. С целью создания и апробации учебно-методических и дидактических материалов и пособий по русскому языку как иностранному, в том числе разработка национально ориентированных учебно-методических материалов, рекомендовать включить в программу форума на постоянной основе направления, связанные с теоретическими вопросами учебно-методического сопровождения обучения РКИ.

Современная ситуация обучения диктует новые требования к содержанию, структуре учебного материал, а также формам его подачи, которые должны отвечать требованиям коммуникативного, практико-ориентированного подходов к преподаванию русского языка. Поэтому в ходе работе форума большое внимание было уделено вопросам формирования содержательного блока учебно-методических материалов, пособий, а также условиям выбора методов и приемов их реализации в процессе обучения. Специалисты в области преподавания РКИ, эксперты и педагоги-практики отмечают важность ориентации на методы и приёмы обучения, стимулирующие познавательную активность, способствующие развитию коммуникативно-речевых навыков, овладению языком как средством общения. К таким методам и приемам следует отнести лекции, ситуационные учебные задания (кейсы), деловые/ролевые игры, тестовые методики, методы проблемного обучения, групповую работу, проектный метод, использование в преподавании РКИ аутентичных материалов, создание условий для внедрения в преподавания широкого страноведческого и лингвокультурного контекста посредством обращения к произведениям русской литературы, искусства и культуры.

4. С целью реализации мер по созданию интереса к изучению русского языка у иностранной общественности, поддержке и сохранению русского языка в мире рекомендовать проведение форума как площадки налаживания творческих и профессиональных контактов между представителями русскоязычных образовательных центров в мире и в России посредством проведения мероприятий культурно-просветительского и научно-образовательного характера.

5. Содействовать продвижению результатов деятельности центров открытого образования на русском языке и обучения русскому языку, и русских школ за рубежом, и образования на русском языке в глобальном информационном пространстве.

6. Способствовать формированию единого электронного образовательного пространства, объединяющего информационно-просветительские ресурсы по русскому языку и российской культуре, а также ресурсы для организации курсов открытого образования на русском языке для различных уровней подготовки.

7. Развивать и совершенствовать кадровый потенциал педагогов, преподающих русский язык за рубежом, посредством организации курсов повышения квалификации педагогических работников, в том числе в дистанционном режиме курсов повышения квалификации педагогических работников.

8. Развивать систему непрерывного профессионального развития и научно-методической поддержки русистов, отражающую современные тенденции в сфере изучения и преподавания русского языка как иностранного.

9. Продвигать единые стандарты качества преподавания русского языка и единые стандарты оценки владения русским языком (системы языкового тестирования).

10. Развивать проекты, направленные на позиционирование русского языка как языка международного и межнационального общения, языка науки и образования, культуры, литературы, языка международных организаций.

11. Расширять сферу применения русского языка и его изучения в иностранных государствах.

12. Развивать международное сотрудничество с вузами и школами за рубежом для стимулирования интереса иностранных студентов и школьников к изучению русского языка и русской культуры.

13. Направить дополнительные ресурсы на расширение международного книгообмена, расширение рассылки российских научных изданий, посвященных вопросам изучения русского языка как иностранного в библиотеки зарубежных стран.

14. Создавать и транслировать научно-популярный контент, посвященный вопросам изучения русского языка как иностранного, в социальных сетях и на онлайн-платформах.

Участники форума отметили своевременность проведения мероприятия, его успешность, продуктивность и выразили благодарность организаторам за высокий уровень подготовки мероприятия, а также спикерам и экспертам форума за содержательные и актуальные доклады.